Шестимесячные малыши, воспитанные на слуху более чем на одном языке, демонстрируют преимущества в раннем развитии внимания.Преимущества взросления в двуязычном доме могут начаться уже в шестимесячном возрасте, согласно новым исследованиям, проведенным факультетом здравоохранения Йоркского университета. В исследовании младенцы, которые подвергаются воздействию более чем одного языка, демонстрируют лучший контроль внимания, чем младенцы, которые подвергаются воздействию только одного языка.

Это означает, что воздействие двуязычной среды должно рассматриваться как важный фактор раннего развития внимания в младенчестве, говорят исследователи, и может создать почву для пожизненных когнитивных преимуществ.

Подробности об иследовании

Исследование было проведено Эллен Белосток, заслуженным профессором психологии и Уолтером Гордоном, заведующим кафедрой когнитивного развития Lifespan в Йоркском университете, и Скоттом Адлером, доцентом кафедры психологии и Центра исследований зрения в Йорке, а также ведущим автором Кайлом Дж. Комишеном, бывшим студентом магистратуры в их лаборатории.

Исследователи провели два отдельных исследования, в которых измерялись движения глаз младенцев для оценки внимания и обучения. Половина изучаемых младенцев воспитывалась в одноязычной среде, в то время как другие воспитывались в среде, в которой они слышали два языка, на которых говорили примерно половину времени каждый.

Младенцам показывали изображения, когда они лежали в кроватке, оборудованной камерой и экраном, и их движения глаз отслеживались и записывались, когда они наблюдали, как над ними появляются фотографии в разных областях экрана. Отслеживание проводилось 60 раз для каждого младенца.

«Изучая младенцев — население, которое еще не говорит на каком-либо языке, — мы обнаружили, что реальная разница между одноязычными и двуязычными людьми в дальнейшей жизни заключается не в самом языке, а в системе внимания, используемой для фокусировки на языке», — говорит Белосток, соавтор исследования.

«Это исследование говорит нам о том, что с самой ранней стадии развития сети, которые являются основой для развития внимания, формируются по-разному у младенцев, которые воспитываются в двуязычной среде. Почему это так важно? Потому что внимание — основа всего познания.»

В первом исследовании младенцы видели одно из двух изображений в центре экрана, а затем другое изображение, появляющееся либо с левой, либо с правой стороны экрана.

Малыши научились ожидать, что если, например, в центре экрана появится розово-белое изображение, то за ним последует привлекательное изображение цели слева; если в центре появится сине-желтое изображение, то цель появится справа. Все младенцы могли выучить эти правила.

Во втором исследовании, которое началось таким же образом, исследователи переключили правило на половину эксперимента.

Когда они отслеживали движения глаз младенцев, они обнаружили, что младенцы, которые подвергались воздействию двуязычной среды, лучше изучали новое правило и предвидели, где появится целевое изображение. Это трудно, потому что им нужно было научиться новой ассоциации и заменить успешный ответ новым контрастным.

Итоги исследования

«Младенцы знают, в какую сторону смотреть, только если они могут различать две фотографии, которые появляются в центре», — сказал Адлер, старший автор исследования.

«В конечном итоге они предвидят появление картинки справа, например, совершая движение глаз еще до того, как эта картинка появится справа. Мы обнаружили, что дети, выросшие в двуязычной среде, смогли сделать это лучше после того, как правило было изменено, чем дети, выросшие в одноязычной среде.»

Все, что проходит через процессорную систему мозга, взаимодействует с этим механизмом внимания, говорит Адлер. Таким образом, язык, а также визуальная информация могут влиять на развитие системы внимания.

Исследователи говорят, что опыт ухода за сложной средой, в которой младенцы одновременно обрабатывают и сравнивают два языка, может объяснить, почему младенцы, выросшие в двуязычной среде, имеют больший контроль внимания, чем дети, выросшие в одноязычной среде.

В предыдущих исследованиях билингвальные дети и взрослые превосходили монолингвов по некоторым когнитивным задачам, которые требовали от них переключения реакций или разрешения конфликтов.

Считается, что причина этих различий кроется в сохраняющейся потребности в том, чтобы билингвы выбирали, на каком языке говорить. Это новое исследование отодвигает объяснение на время, прежде чем люди активно используют языки и переключаются между ними.

«Что является настолько новаторским в этих результатах, так это то, что они смотрят на младенцев, которые еще не являются двуязычными и которые только слышат двуязычную среду. Это то, что оказывает влияние на когнитивные функции», — говорит Адлер.